Будни в Обетованной
Мы продолжаем начатый в прошлом номере «НД» проект «Земляки», на этот
раз Михаил Зальцман, ныне проживающий в Израиле, захотел высказаться по
поводу тех проблем, с которыми каждодневно сталкиваются израильтяне.
Поговорим о реалиях израильской жизни, и начнем разговор с
транспорта. С ним в Израиле все вроде как благополучно… Есть
общественный в виде автобусов, минибусов (или точнее маршруток) и такси,
и есть частный - то есть весь остальной. Автобусов предостаточно, и
много маршрутов. И все автобусы вовремя выходят с начальной точки
движения. Казалось бы - если вышел вовремя, значит и прибыть должен
также. Наверно, это справедливо для остальных стран, но не для Израиля.
То есть междугородний автобус приходит вовремя, а вот внутригородской...
Он обслуживает городские маршруты. Что такое городской или внутренний
маршрут? Это значит автобус не должен ехать прямо. Зря нас учили в
школе, что кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая.
Внутригородской автобус, обязан объехать все - и слева, и справа и
прямо. В итоге обычный автобус, выехав из точки «А», находящейся на
расстоянии 5 километров от точки «Б», проезжает километров двадцать не
меньше. Попутно постояв на множестве светофоров, в изобилии разбросанных
на любом более-менее значительном перекрестке.
Как правило, расписание автобусов составляет человек, явно страдающий
мизантропией. То есть автобусы ходят вроде как регулярно. В час пик.
После него редкий автобус появится на горизонте. Кто не успел - тот
опоздал. Причем понятие часа пик для разных маршрутов разное. Странно?
Не надо удивляться - в Израиле автобусные перевозки монополизированы
несколькими кооперативами. А в каждом из них свое понимание
загруженности...
Я в свое время работал в центре Тель-Авива, а жил в Петах-Тикве.
Петах-Тиква - большой (по израильским меркам) город, со множеством
предприятий высоких технологий и с относительно хорошим транспортным
сообщением. Расстояние от Тель-Авива, а точнее - от места моей работы -
12 километров. Что такое 12 километров? Если пешком - два часа ходу.
Если на велосипеде - в среднем минут 40. Если на машине - в зависимости
от времени (утром и вечером может занять часа полтора). А на автобусе -
не менее часа. Мне еще повезло, надо было ехать одним маршрутом. А если
нужна пересадка - лучше найти жилье рядом с работой.
Для общественного транспорта выделены специальные полосы движения. Кроме
автобусов и такси по ним ехать никто не может. Если попался на нарушении
запрета - штрафуют. Но - автобусов много, а дороги узкие. То есть не
все. Новые в новых районах довольно широкие, но к ним можно подобраться
только по старым, а старые… ну по ним трудно разъехаться. А коли так,
значит возникают пробки. Пробки в районе Большого Тель-Авива начинаются
в 7 утра и заканчиваются в 9 вечера. Говорят, что в Лондоне пробки
побольше... но человеку, застрявшему на дороге, от этого не легче.
Водитель в автобусе выполняет множество дополнительных функций.
Во-первых, продает билеты. Во-вторых, разговаривает со своим другом - я
ни разу не видел, чтобы водитель не разговаривал со своим другом... даже
если это и не друг, а случайный собеседник. Водитель обязан с ним
поговорить. В-третьих, он исполняет функции справочной службы - отвечает
на вопросы пассажиров. И, наконец, в-четвертых, управляет автобусом, при
этом ухитряясь не попадать в аварии.
Автобусы большие, новые, комфортные. Но автобус ходит по расписанию и по
маршрутам, а расписание и маршруты придуманы, как я уже отмечал,
мизантропами. Поэтому для того, чтобы попасть из Петах-Тиквы в Герцлию
(расстояние 20 километров) надо либо успеть на единственный маршрут,
который ходит раз в полтора часа, либо ехать через Тель-Авив (2.5 часа).
К тому же добавляется израильский нюанс.
Небольшое пояснение… в Израиле господствующая религия, как всем
известно, - иудаизм, и она не отделена от государства. А это означает,
что выходной день - суббота. По канонам иудаизма следующий день
начинается вечером дня предыдущего, то есть суббота начинается в пятницу
вечером. А это в свою очередь означает, что автобусы заканчивают свою
работу в пятницу днем. Кто не успел, тот опоздал.
Что делать? Покупать приходиться машину. (В скобках замечу, что на 7
миллионов жителей в Израиле 3.5 миллиона автомобилей, и автомобильный
парк ежегодно увеличивается на 200 тысяч единиц).
Купить авто в Израиле - задача простая. Проще всего прийти и купить,
благо выбор есть. Хочешь Porsche? Нет проблем! Хочешь Jaguar? Тоже нет
проблем! Хочешь Maybach? А вот это проблема уже - нет продавца таких
машин в Израиле. Нет денег - тоже не проблема: можно взять ссуду в
банке, ссуду от страховой компании, ссуду от продавца... естественно, с
процентами. И также естественно, ссуду дают не всем, а только тем, кто
ее может вернуть.
Итак, авто куплено. Что дальше (а точнее - раньше)? Необходимы права.
Если человек приехал в Израиль, то права надо просто подтвердить, то
есть сдать тест езды по городу. Правила движения практически не
отличаются от тех, что в Европе и что были в Советском Союзе, за
исключением нескольких знаков. Чтобы привыкнуть к ним, нужен учитель.
Как правило несколько уроков - и можно идти сдавать экзамен. Не сдал раз
- дается еще одна попытка. Вот если завалил две - тогда сложнее. Надо
сдавать экзамен по теории; сам он не сложный, но довольно муторный, и
потом придется опять сдавать практику уже несчетное количество раз.
Но все вроде утряслось, авто куплено, права получены. Можно ехать? Нет!
Еще необходимо приобрести страховку. Она делится на обязательную и
дополнительную. В дополнительную можно включать все, что душе угодно -
только плати взносы.
Итак, поехали. Израильские дороги хорошие, но! Во-первых - пробки на
них. Об этом я уже упоминал. Во-вторых - водители. Израильский водитель
мало чем отличается от водителя любой другой южной страны, может, только
он более дисциплинирован. Несмотря на это, если израильскому водителю
вдруг! срочно! в ту же минуту! необходимо остановится, то он
остановится, несмотря ни на что! Если он внезапно увидел друга Ицика,
которого не видел два последних дня, то как не остановиться посреди
оживленной трассы и не спросить «Ма нишма?» (Как дела?). И ведь пока не
услышит в ответ «Беседер» (Нормально), с места не сдвинется.
Израильский водитель чрезвычайно любопытен. Если на дороге произошла
авария, то ему обязательно нужно подъехать поближе и посмотреть - что
там приключилось? Если даже не авария, а просто стоит автомобиль на
обочине - надо остановиться и посмотреть все равно - а вдруг там что-то
интересное?
Это категория обычных водителей. Как правило, они простодушны и
законопослушны. Но есть и другая категория - опасные водители. Эти
бывают нескольких видов. Вид первый - молодой. Это молодые парни и
девушки, только севшие за руль (в Израиле разрешено самостоятельно
водить машину с 17 лет). Машина есть - ума не надо. Паренек, сидящий за
рулем, ощущает себя Шумахером, Шварцнеггером и рыцарем-джидаем в одном
флаконе. Что выдает эту категорию - громкая музыка, разнообразные
прибамбасы и мишура по всему автомобилю. Вторая категория - арабские
водители, особенно из Восточного Иерусалима, и бедуины. Эти ребята не
терпят никаких ограничений над собственной свободой, а красный свет
светофора воспринимают едва ли ни как своего врага. Поэтому у них
правила вождения забываются сразу после сдачи тестов и получения прав.
По статистике, почти 50% аварий допускают арабы, хотя они составляют 15%
от всего населения Израиля. И третья категория - это ультрарелигиозные
евреи. Вся их жизнь посвящена служению Всевышнему и молитвам, поэтому
когда они садятся за руль, то на дорогу не смотрят. И в самом деле,
зачем смотреть, если Бог все равно поможет в трудную минуту.
Теперь несколько слов о дорожной полиции... По сравнению с бывшим Союзом
дорожная полиция на редкость миролюбива. Если полицейский поймал на
незначительном нарушении, то может покачать укоризненно головой и
отпустить нарушителя с обещанием дальше ездить по правилам. Но если
нарушение серьезное, то обязателен штраф, если еще более серьезное -
вызов в суд с лишением прав, а если совсем уж - то следует арест
автомобиля. Ну а попытка дать взятку полицейскому - это не просто вещь
бесполезная, но еще и преступление. И за него можно схлопотать в тюрьму
или изрядно потратиться на адвоката, который будет объяснять суду, что у
взяткодателя было трудное детство, и вообще он требует к себе
снисхождения, потому что почти сирота или полицейские его не так поняли.
А теперь перейдем к образованию.
Всего в израильской школе учатся 12 лет. Причем, в отличие от привычной
системы обучения каждый ребенок меняет школу 3 раза - с первого по пятый
классы он учится в школе, затем переход в среднюю (с пятого по девятый)
и затем в «тихоне» - выпускающей отдельной школе. До «тихона» ребенок
ходит в школу «для кайфа» - задания легкие, на дом практически ничего не
задают... Во всем мире учителя ломают голову - как заставить детей
полюбить школу? В Израиле эта проблема решена - дети в школу ходят не
учиться, а играть... Зато в «тихоне» все, что недоучено наверстывается.
Начало занятий с половины седьмого утра, в день по 10 уроков, вал
домашних заданий - ребенок за три года должен получить все те знания,
что недополучил за предыдущие девять лет.
И опять чисто израильский нюанс. Я уже говорил о замечательном защитнике
прав ущемленных работников, а именно - об объединении профсоюзов
Гистадрут. Гистадрут любит устраивать забастовки по поводу и без. В один
из солнечных дней какого-то мелкого профсоюзного лидера не пустили на
территорию Ашдодского порта. То есть пустили, но как-то не очень быстро.
Короче, пару минут ему пришлось потоптаться у проходной. Уязвленое
самолюбие лидера портовых работников было вознаграждено в полной мере -
работники порта объявили забастовку. И бастовали неделю. Почему - ну так
им захотелось.
Вообще, в Израиле, следует заметить, очень любят это делать. Но не
работники частных предприятий - у частников надо работать, а не
заниматься демагогией, а касается это исключительно работников и
служащих госсектора. Им хорошо - работать не особенно надо, а зарплата
полюбому идет. Бастуют все - государственные служащие разных мастей,
службы социального страхования, работники министерств, работники службы
трудоустройства (никто не знает, чем эта служба вообще занимается -
безработных не трудоустраивает, но там сидят многие чиновники,
получающие вполне приличную заработную плату).
Одному не вполне адекватному человеку показалось, что лечащий врач
как-то не очень внимательно обследовал его престарелого отца. Не вполне
адекватный человек навешал врачу тумаков, что само по себе нехорошо.
Ответ врачей не заставил себя ждать - все они объявили забастовку. И
бастовали от Хайфы на севере до Акабы на юге!
Бастуют учителя - эти, как правило, по делу, так как требуют увеличения
заработной платы...
И вот так же бастуют и ученики. Причин для забастовок у них много -
большое количество уроков или малое, плохие учителя или очень хорошие,
непонятные учебники или слишком подробные. Короче говоря, есть повод или
нет его - неважно! Главное - потусить и покричать. И то правда, какое
никакое, а развлечение!
Но вот школа закончена, далее появляются варианты.
Немного о высшем образовании. Как и во всех странах Запада, в
Израиле трехступенчатая система академического образования: бакалавр,
магистр, доктор философии. Балакавра получают после учебы в колледже,
остальные знания приобретаются по окончанию университетов.
Всего в Израиле их семь, лучшим из них считается Хайфский Технион -
технический университет, входящий в «золотую академическую сотню», с
тремя Нобелевскими лауреатами.
Обучение в колледжах и университетах платное. Стоимость года
обучения - в зависимости от выбранной специальности, и в цифрах может
выражаться от 2 до 8 тысяч долларов.
Опять же, следует учитывать израильские реалии. Каждый израильтянин
вне зависимости от пола обязан отслужить в армии. Юноши служат три года,
девушки - два. Про армию можно говорить много и долго, скажу только, что
израильская армия - это не советская с дедовщиной и прочими прелестями.
По идее, в армии должны служить все, но не служат арабы (не хотят), и не
служат выходцы из ультрарелигиозного крыла иудейского общества (эти
говорят, что не могут держать в руках оружие... короче, тоже не хотят).
Все остальные служить обязаны.
Но продолжим о вариантах построения карьеры молодым человеком.
Первый вариант - идти в колледж или университет. После призыва в армию,
можно продолжать обучение, и армия частично оплачивает учебу. Либо
договорится с армейским командованием, и если специальность
востребована, то получить отсрочку до окончания учебы, и потом уже пойти
на военную службу, но офицером по полученной специальности, однако в
этом случае придется служить уже 6 лет.
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|