Главная страница 

Контакты

 

 

Обзор по Семею Архив Редакция Наши друзья

НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА   НОВОСТИ НОМЕРА

Будни в Обетованной
Мы продолжаем начатый в прошлом номере «НД» проект «Земляки», на этот раз Михаил Зальцман, ныне проживающий в Израиле, захотел высказаться по поводу тех проблем, с которыми каждодневно сталкиваются израильтяне.


Поговорим о реалиях израильской жизни, и начнем разговор с транспорта. С ним в Израиле все вроде как благополучно… Есть общественный в виде автобусов, минибусов (или точнее маршруток) и такси, и есть частный - то есть весь остальной. Автобусов предостаточно, и много маршрутов. И все автобусы вовремя выходят с начальной точки движения. Казалось бы - если вышел вовремя, значит и прибыть должен также. Наверно, это справедливо для остальных стран, но не для Израиля. То есть междугородний автобус приходит вовремя, а вот внутригородской... Он обслуживает городские маршруты. Что такое городской или внутренний маршрут? Это значит автобус не должен ехать прямо. Зря нас учили в школе, что кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. Внутригородской автобус, обязан объехать все - и слева, и справа и прямо. В итоге обычный автобус, выехав из точки «А», находящейся на расстоянии 5 километров от точки «Б», проезжает километров двадцать не меньше. Попутно постояв на множестве светофоров, в изобилии разбросанных на любом более-менее значительном перекрестке.
Как правило, расписание автобусов составляет человек, явно страдающий мизантропией. То есть автобусы ходят вроде как регулярно. В час пик. После него редкий автобус появится на горизонте. Кто не успел - тот опоздал. Причем понятие часа пик для разных маршрутов разное. Странно? Не надо удивляться - в Израиле автобусные перевозки монополизированы несколькими кооперативами. А в каждом из них свое понимание загруженности...
Я в свое время работал в центре Тель-Авива, а жил в Петах-Тикве. Петах-Тиква - большой (по израильским меркам) город, со множеством предприятий высоких технологий и с относительно хорошим транспортным сообщением. Расстояние от Тель-Авива, а точнее - от места моей работы - 12 километров. Что такое 12 километров? Если пешком - два часа ходу. Если на велосипеде - в среднем минут 40. Если на машине - в зависимости от времени (утром и вечером может занять часа полтора). А на автобусе - не менее часа. Мне еще повезло, надо было ехать одним маршрутом. А если нужна пересадка - лучше найти жилье рядом с работой.
Для общественного транспорта выделены специальные полосы движения. Кроме автобусов и такси по ним ехать никто не может. Если попался на нарушении запрета - штрафуют. Но - автобусов много, а дороги узкие. То есть не все. Новые в новых районах довольно широкие, но к ним можно подобраться только по старым, а старые… ну по ним трудно разъехаться. А коли так, значит возникают пробки. Пробки в районе Большого Тель-Авива начинаются в 7 утра и заканчиваются в 9 вечера. Говорят, что в Лондоне пробки побольше... но человеку, застрявшему на дороге, от этого не легче.
Водитель в автобусе выполняет множество дополнительных функций. Во-первых, продает билеты. Во-вторых, разговаривает со своим другом - я ни разу не видел, чтобы водитель не разговаривал со своим другом... даже если это и не друг, а случайный собеседник. Водитель обязан с ним поговорить. В-третьих, он исполняет функции справочной службы - отвечает на вопросы пассажиров. И, наконец, в-четвертых, управляет автобусом, при этом ухитряясь не попадать в аварии.
Автобусы большие, новые, комфортные. Но автобус ходит по расписанию и по маршрутам, а расписание и маршруты придуманы, как я уже отмечал, мизантропами. Поэтому для того, чтобы попасть из Петах-Тиквы в Герцлию (расстояние 20 километров) надо либо успеть на единственный маршрут, который ходит раз в полтора часа, либо ехать через Тель-Авив (2.5 часа). К тому же добавляется израильский нюанс.
Небольшое пояснение… в Израиле господствующая религия, как всем известно, - иудаизм, и она не отделена от государства. А это означает, что выходной день - суббота. По канонам иудаизма следующий день начинается вечером дня предыдущего, то есть суббота начинается в пятницу вечером. А это в свою очередь означает, что автобусы заканчивают свою работу в пятницу днем. Кто не успел, тот опоздал.
Что делать? Покупать приходиться машину. (В скобках замечу, что на 7 миллионов жителей в Израиле 3.5 миллиона автомобилей, и автомобильный парк ежегодно увеличивается на 200 тысяч единиц).
Купить авто в Израиле - задача простая. Проще всего прийти и купить, благо выбор есть. Хочешь Porsche? Нет проблем! Хочешь Jaguar? Тоже нет проблем! Хочешь Maybach? А вот это проблема уже - нет продавца таких машин в Израиле. Нет денег - тоже не проблема: можно взять ссуду в банке, ссуду от страховой компании, ссуду от продавца... естественно, с процентами. И также естественно, ссуду дают не всем, а только тем, кто ее может вернуть.
Итак, авто куплено. Что дальше (а точнее - раньше)? Необходимы права. Если человек приехал в Израиль, то права надо просто подтвердить, то есть сдать тест езды по городу. Правила движения практически не отличаются от тех, что в Европе и что были в Советском Союзе, за исключением нескольких знаков. Чтобы привыкнуть к ним, нужен учитель. Как правило несколько уроков - и можно идти сдавать экзамен. Не сдал раз - дается еще одна попытка. Вот если завалил две - тогда сложнее. Надо сдавать экзамен по теории; сам он не сложный, но довольно муторный, и потом придется опять сдавать практику уже несчетное количество раз.
Но все вроде утряслось, авто куплено, права получены. Можно ехать? Нет! Еще необходимо приобрести страховку. Она делится на обязательную и дополнительную. В дополнительную можно включать все, что душе угодно - только плати взносы.
Итак, поехали. Израильские дороги хорошие, но! Во-первых - пробки на них. Об этом я уже упоминал. Во-вторых - водители. Израильский водитель мало чем отличается от водителя любой другой южной страны, может, только он более дисциплинирован. Несмотря на это, если израильскому водителю вдруг! срочно! в ту же минуту! необходимо остановится, то он остановится, несмотря ни на что! Если он внезапно увидел друга Ицика, которого не видел два последних дня, то как не остановиться посреди оживленной трассы и не спросить «Ма нишма?» (Как дела?). И ведь пока не услышит в ответ «Беседер» (Нормально), с места не сдвинется.
Израильский водитель чрезвычайно любопытен. Если на дороге произошла авария, то ему обязательно нужно подъехать поближе и посмотреть - что там приключилось? Если даже не авария, а просто стоит автомобиль на обочине - надо остановиться и посмотреть все равно - а вдруг там что-то интересное?
Это категория обычных водителей. Как правило, они простодушны и законопослушны. Но есть и другая категория - опасные водители. Эти бывают нескольких видов. Вид первый - молодой. Это молодые парни и девушки, только севшие за руль (в Израиле разрешено самостоятельно водить машину с 17 лет). Машина есть - ума не надо. Паренек, сидящий за рулем, ощущает себя Шумахером, Шварцнеггером и рыцарем-джидаем в одном флаконе. Что выдает эту категорию - громкая музыка, разнообразные прибамбасы и мишура по всему автомобилю. Вторая категория - арабские водители, особенно из Восточного Иерусалима, и бедуины. Эти ребята не терпят никаких ограничений над собственной свободой, а красный свет светофора воспринимают едва ли ни как своего врага. Поэтому у них правила вождения забываются сразу после сдачи тестов и получения прав. По статистике, почти 50% аварий допускают арабы, хотя они составляют 15% от всего населения Израиля. И третья категория - это ультрарелигиозные евреи. Вся их жизнь посвящена служению Всевышнему и молитвам, поэтому когда они садятся за руль, то на дорогу не смотрят. И в самом деле, зачем смотреть, если Бог все равно поможет в трудную минуту.
Теперь несколько слов о дорожной полиции... По сравнению с бывшим Союзом дорожная полиция на редкость миролюбива. Если полицейский поймал на незначительном нарушении, то может покачать укоризненно головой и отпустить нарушителя с обещанием дальше ездить по правилам. Но если нарушение серьезное, то обязателен штраф, если еще более серьезное - вызов в суд с лишением прав, а если совсем уж - то следует арест автомобиля. Ну а попытка дать взятку полицейскому - это не просто вещь бесполезная, но еще и преступление. И за него можно схлопотать в тюрьму или изрядно потратиться на адвоката, который будет объяснять суду, что у взяткодателя было трудное детство, и вообще он требует к себе снисхождения, потому что почти сирота или полицейские его не так поняли.
А теперь перейдем к образованию.
Всего в израильской школе учатся 12 лет. Причем, в отличие от привычной системы обучения каждый ребенок меняет школу 3 раза - с первого по пятый классы он учится в школе, затем переход в среднюю (с пятого по девятый) и затем в «тихоне» - выпускающей отдельной школе. До «тихона» ребенок ходит в школу «для кайфа» - задания легкие, на дом практически ничего не задают... Во всем мире учителя ломают голову - как заставить детей полюбить школу? В Израиле эта проблема решена - дети в школу ходят не учиться, а играть... Зато в «тихоне» все, что недоучено наверстывается. Начало занятий с половины седьмого утра, в день по 10 уроков, вал домашних заданий - ребенок за три года должен получить все те знания, что недополучил за предыдущие девять лет.
И опять чисто израильский нюанс. Я уже говорил о замечательном защитнике прав ущемленных работников, а именно - об объединении профсоюзов Гистадрут. Гистадрут любит устраивать забастовки по поводу и без. В один из солнечных дней какого-то мелкого профсоюзного лидера не пустили на территорию Ашдодского порта. То есть пустили, но как-то не очень быстро. Короче, пару минут ему пришлось потоптаться у проходной. Уязвленое самолюбие лидера портовых работников было вознаграждено в полной мере - работники порта объявили забастовку. И бастовали неделю. Почему - ну так им захотелось.
Вообще, в Израиле, следует заметить, очень любят это делать. Но не работники частных предприятий - у частников надо работать, а не заниматься демагогией, а касается это исключительно работников и служащих госсектора. Им хорошо - работать не особенно надо, а зарплата полюбому идет. Бастуют все - государственные служащие разных мастей, службы социального страхования, работники министерств, работники службы трудоустройства (никто не знает, чем эта служба вообще занимается - безработных не трудоустраивает, но там сидят многие чиновники, получающие вполне приличную заработную плату).
Одному не вполне адекватному человеку показалось, что лечащий врач как-то не очень внимательно обследовал его престарелого отца. Не вполне адекватный человек навешал врачу тумаков, что само по себе нехорошо. Ответ врачей не заставил себя ждать - все они объявили забастовку. И бастовали от Хайфы на севере до Акабы на юге!
Бастуют учителя - эти, как правило, по делу, так как требуют увеличения заработной платы...
И вот так же бастуют и ученики. Причин для забастовок у них много - большое количество уроков или малое, плохие учителя или очень хорошие, непонятные учебники или слишком подробные. Короче говоря, есть повод или нет его - неважно! Главное - потусить и покричать. И то правда, какое никакое, а развлечение!
Но вот школа закончена, далее появляются варианты.

Немного о высшем образовании. Как и во всех странах Запада, в Израиле трехступенчатая система академического образования: бакалавр, магистр, доктор философии. Балакавра получают после учебы в колледже, остальные знания приобретаются по окончанию университетов.

Всего в Израиле их семь, лучшим из них считается Хайфский Технион - технический университет, входящий в «золотую академическую сотню», с тремя Нобелевскими лауреатами.

Обучение в колледжах и университетах платное. Стоимость года обучения - в зависимости от выбранной специальности, и в цифрах может выражаться от 2 до 8 тысяч долларов.

Опять же, следует учитывать израильские реалии. Каждый израильтянин вне зависимости от пола обязан отслужить в армии. Юноши служат три года, девушки - два. Про армию можно говорить много и долго, скажу только, что израильская армия - это не советская с дедовщиной и прочими прелестями. По идее, в армии должны служить все, но не служат арабы (не хотят), и не служат выходцы из ультрарелигиозного крыла иудейского общества (эти говорят, что не могут держать в руках оружие... короче, тоже не хотят). Все остальные служить обязаны.

Но продолжим о вариантах построения карьеры молодым человеком. Первый вариант - идти в колледж или университет. После призыва в армию, можно продолжать обучение, и армия частично оплачивает учебу. Либо договорится с армейским командованием, и если специальность востребована, то получить отсрочку до окончания учебы, и потом уже пойти на военную службу, но офицером по полученной специальности, однако в этом случае придется служить уже 6 лет.


Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.

НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА   НОВОСТИ НОМЕРА

Хостинг от uCoz