Израильская мозаика
Продолжаем проект «Земляки». В этом номере Михаил Зальцман расскажет
о людях, которые населяют Землю Обетованную.
Население Израиля в конце века очень быстро росло за счет массовой
иммиграции евреев и практически удвоилось.
По понятным причинам сейчас больше всего в Израиле проживает евреев. Они
составляют 80 % из семи миллионного населения страны. Евреев много, и
все они разные. Но схематично их можно разделить на две большие группы:
ашкеназы - выходцы из Европы, и сефарды - выходцы из восточных стран. Но
есть еще отдельные экзотические группы.
Итак, ашкеназы, или «белые» евреи. Наиболее образованная часть
израильского общества. Хотя все «белые» евреи и объединены общим именем,
все равно существует негласное разделение их по стране исхода. Так, есть
польские евреи (народная молва записывает их в торговцы), румынские
(молва приписывает им вороватость), русские (разгульные), американские
(бизнесмены), аргентинские (шумные и крикливые), и прочие.
Разговорный язык ашкеназов когда-то был идиш, один из диалектов
немецкого с добавлениями древнего иврита. К сожалению, на сегодняшний
день идиш – умерший уже язык.
Сефарды также делятся на свои группы - марокканцы, турки, тайманцы
(выходцы из Йемена), парсы (выходцы из Ирана), и прочие группы. Сефарды
когда-то тоже говорили на своем особом языке, назывался он ладино, и
являлся смесью старокастильского и иврита. Как и идиш, этот язык сегодня
тоже является уже мертвым.
Немного в стороне стоят бухарские евреи. Они вроде как из бывшего
Советского Союза и должны по идее быть ашкеназами, но в то же время они
выходцы из мусульманской страны, то есть их все же относят к сефардам.
Бухарские евреи обычно живут кучно, в их среде развита взаимопомощь и
взаимовыручка. К другим группам они относятся с подозрением.
Приблизительная численность их - 300 тысяч человек.
Грузинские евреи практически неотличимы от грузинов. Те же имена, те же
фамилии, заканчивающиеся на «-швили». Та же национальная еда, полностью
основанная на грузинской кухне. Единственное их отличие от грузин - они
исповедуют иудаизм. Почти вся еврейская диаспора переехала из Грузии в
конце 70-х годов. Приблизительная численность ее - 200 тысяч человек.
Горские евреи и татские - изначально жители Северного Кавказа. Группы
эти малочисленны, максимум по семь-восемь тысяч человек. Данные об этих
группах отрывочны.
Крымские евреи - осколок Хазарского каганата. Они представители
единственного тюркоязычного народа, принявшего еще в средневековье
иудаизм. Сегодня их осталось менее трех тысяч.
Караимы - общая численность приблизительно 20 тысяч человек. Считается,
что они также имеют отношение к древним хазарам, хотя некоторые историки
не согласны с этой гипотезой.
Караимы относят себя к народу Израиля. Живут они как правило
обособленно, ходят молиться в свои синагоги. Стараются не смешиваться с
остальными евреями - по их представлениям, караимом можно только
родиться, им нельзя стать. Поэтому смешанные браки в их общине не
приветствуются.
Второй по численности этнической группой в Израиле являются арабы. Они
составляют почти 15 % населения страны. Но арабами почему-то в Израиле
называют всех людей, говорящих на арабском языке. Впервые они появились
на Святой Земле в 7 веке нашей эры.
Этот этнос неоднородный. На самом деле современные арабы, живущие на
севере в районе Хайфы, не имеют ничего общего с арабами, обитающими в
центре в районе Лода, ну а те в свою очередь отличаются от арабов Газы.
Северные в своей основной массе - это смесь потомков древних римлян,
крестоносцев и других народов, когда-либо живших на этой земле. На
редкость светлокожие и светловолосые люди, говорящие на арабском.
Северные арабы, как правило, очень образованы, в их среде много врачей,
инженеров и адвокатов.
В отличие от них, арабы центральных районов Израиля более «традиционны».
В Лоде и Рамле можно встретить женщин в парандже и мужчин в галабие,
передвигающихся на осликах. К образованию отношение у них скорее
отрицательное, и они религиозны.
Арабы Газы и так называемого «Западного берега» - в своей основной массе
выходцы из Египта, Сирии, Иордании и других государств.
Сами арабы не признают понятие государственности, основной ячейкой их
общества является семья или хамула - клан. Иногда члены разных кланов
живут в мире, но это случается не часто, более распространненым является
вариант, когда кланы у арабов враждуют друг с другом. Самый яркий пример
- захват власти в секторе Газа ХАМАСом. На самом деле кланы Газы
рассорились с кланами Абу Мазена в Рамалле.
Есть арабы-христиане. Их в настоящее время не так много, что-то около
200 тысяч. И арабы мусульмане. Мусульман почти 900 тысяч. Живут они
между собой недружно, поэтому израильское правительство старается их
расселять по разным регионам.
Арабы-мусульмане не служат в армии. Отношение к государству у них -
скорее нелояльное, что не мешает однако им пользоваться социальными
привилегиями.
В Израиле запрещены полигамные семьи, тем не менее в среде
арабов-мусульман не редкость когда мужчины имеют двух, а то и трех жен,
и кучу детей от каждой из них.
Третьей по численности населения общиной в Израиле являются Друзы. Они -
горцы. В основном живут на севере, в районах Верхней и Западной Галилеи,
а также на Голанских высотах.
Разговорный язык у них - арабский. Друзы исповедуют свою религию,
отличную от иудаизма, христианства и ислама. Основной пророк друзской
религии - Итро, то есть Моисей. Друзы верят в реинкарнацию и переселение
душ, причем душа друза может переселиться только в тело новорожденного
друза. Поэтому друзы бесстрашны на поле боя и не боятся смерти.
На протяжении всей своей истории они испытывали постоянное давление со
стороны соседей-мусульман, и вследствие этого при образовании
государства Израиль правительство взяло их под защиту. Друзы очень
лояльны по отношению к Израилю.
Друзы - моногамны, а семейные измены у них считаются тяжким проступком.
В Израиле они пользуются правами ограниченной автономии, у них
собственное самоуправление и суд старейшин. Друзы дружелюбны и открыты.
Число их - приблизительно 300 тысяч человек.
Четвертой по численности общиной в стране являются бедуины. Они -
единственный кочевой народ Израиля. В основном живут в пустыне Негев и в
некоторых районах Иудейской пустыни. Хотя и говорят на арабском, но с
арабами находятся не в самых дружественных отношениях. Самый верный
способ поссориться с бедуином - назвать его арабом.
Живут они в основном в палатках, в так называемых «бедуинских тентах».
Основное их занятие - скотоводство, а также контрабанда сигарет, которые
они перевозят через египетско-израильскую границу.
Бедуины - очень небедные ребята. Если ехать через пустынные районы, то
можно увидеть сюрреалистическую картину - в чистом поле стоит шатер,
рядом бочки с водой и дизель для выработки электроэнергии, и поблизости
- несколько джипов.
Бедуины не признают старых, поддержанных и недорогих машин, поэтому джип
обязательно будет или Mercedes или BMW. В крайнем случае - Audi.
Бедуины полигамны. В отличие от арабов-мусульман, у каждого уважающего
себя бедуина должно быть не менее 4-х жен.
Основное их богатство - верблюды. Все равно сколько у бедуина жен, машин
или наличных денег, но если у него небольшое верблюжье стадо, то
уважения у соплеменников он не добьется. Единственный способ для
приобретения авторитета, это увеличить поголовье верблюдов, причем любым
способом, вплоть до кражи у соседей. Чем больше верблюдов у бедуина, тем
более он уважаемый человек.
Бедуины мусульмане. Но никто из них не совершает намаз и хадж. По
меткому выражению Фазиля Искандера, они «слегка омусульманены»
Бедуины очень лояльны по отношению к Израилю, они служат в армии и
пользуются славой лучших следопытов - специалистов по пустыне.
Точное количество бедуинов неизвестно, считается что на территории
Израиля их проживает 70 тысяч человек.
Пятыми по численности населения являются черкесы. В начале 19-го века
часть черкесов бежало от начатых Россией войн на Северном Кавказе в
Турцию. В конце 19-го века турецкое правительство переселило их в
тогдашнюю Палестину и Иорданию.
В настоящее время в Израиле проживает 4 тысячи черкесов. Живут они
компактно, в нескольких деревнях в Нижней Галилее.
Черкесы - мусульмане. Регулярно совершают намаз и хадж. В то же самое
время они верят в реинкарнацию в особом, черкесском варианте - после
смерти человек не возвращается обратно, а продолжает жить в параллельном
нам мире.
Черкесы очень лояльны по отношению к Израилю, служат в армии, и сами
называют себя черкесами-мусульманами-израильтянами.
Армяне являются шестой по численности населения общиной. Впервые они
поселились в иерусалимских монастырях в 5 веке н.э. Сегодня в основном
они живут в Армянском квартале Старого города Иерусалима и в Яффо.
Точное количество армян неизвестно, часть из них имеет гражданство
Израиля, а часть - Иордании, так как до объединения Иерусалима в 1967
году Старый город находился под иорданской юрисдикцией. Ориентировочно
их около трех тысяч.
Самаритяне являются седьмой этнической группой. Самоназвание их -
шомроним, или хранители. Они - осколки когда-то многочисленного (более
3.5 миллионов человек) народа, уничтоженного в 5 веке нашей эры
византийским императором Зеноном, подавлявшим восстание населения Иудеи,
не желавшего подчиняться христианскому императору.
История самаритян - это история многих ближневосточных народов. По одной
из версий, самаритяне - это потомки тех людей, которые заселяли земли
древнего Израиля и Иудеи после разрушения Первого Храма. Когда
вавилонский царь Навохудоносор разрушил Иерусалим и увел все население
этих земель в плен, то заселил освободившиеся территории людьми,
потомками которых и являются самаритяне.
Сегодня их община насчитывает всего две тысячи человек. Разговорный язык
у них - арамейский, на котором, кстати, и разговаривал в древности
Ближний Восток, а также проповедовал Иисус Христос. Проживают они в
Холоне в центре страны, есть небольшое поселение их и около Шхема, на
территории Палестинской автономии, рядом со священным местом самаритян -
горой Гиризим.
Религия у них - талмудический иудаизм. У самаритян разрешена полигамия,
хотя на практике этим разрешением они не пользуются.
Есть в Израиле и цыгане. Можно сказать, что цыгане обжились везде, и
поэтому ничего нет удивительного, что они поселились и на Земле
Обетованной. Впрочем, как они попали в Израиль, никто не знает. Но тем
не менее они там живут. Численность их - около тысячи человек. Они мало
похожи на своих собратьев, из других стран, так как не кочуют и лошадей
не воруют - ибо воровать незачем. Короче говоря, цыгане в Израиле ведут
не романтический образ жизни.
Теперь поговорим об экзотических группах евреев. Хотя как таковыми
евреями их назвать сложно, но все же они себя причисляют к ним.
Эфиопские евреи, как видно по самому названию, выходцы из Эфиопии. Они
считают себя потомками царицы Савской (от ее связи с царем Соломоном).
Исповедуют свою ветвь иудаизма.
Вместе с эфиопскими евреями в Израиль попали представители племени
фалашмура. Они не имеют никакого отношения ни к евреям, ни к иудаизму,
но тем не менее израильское правительство решило (как оно объявило - из
гуманитарных соображений) ввезти фалашмура в Израиль. В народном
сознании фалашмура и эфиопские евреи превратились в один народ. Общая их
численность - 150 тысяч человек.
В современном Израиле проблема обустройства «эфиопов» стала головной
болью для всех правительств. В стране своего исхода эти люди занимались
тем, чем и остальные их соседи - то есть ничем. Кто хоть раз был в
Эфиопии или читал об этой стране, знает, о чем я говорю.
Кто не знает, поясню: все южные народы живут неторопливо. С точки зрения
западного человека - непозволительно неторопливо. Но даже по южным
меркам жизнь эфиопов - ужасно нетороплива. Эфиопы завоевали первенство
по лени, и держат этот сомнительный титул много столетий уже.
Короче, если с молодежью нет проблем, то с более старшим поколением
проблема одна - эти люди не хотят и не умеют работать. И их не
переделать.
Индйиские евреи - выходцы из Индии. Община их небольшая, порядка 10
тысяч человек. Женщины у них одеваются по индийской моде - то есть в
сари. Мужчины раньше носили дхоти, но теперь носят обычные джинсы
Негры-евреи. Их 2500 человек. Очень интересная группа, и интересна ее
история. Еще в конце 19-го века среди американских негров появилось
религиозное течение, утверждавшее, что все, что написано в Ветхом Завете
на самом деле происходило с негритянскими племенами в Африке.
Вооруженная этим эзотерическим знанием небольшая группа людей в начале
20-го века переехала в Либерию, в то время спокойную и процветающую
африканскую страну. Там эта идея спокойно себе жила приблизительно до
середины 60-х годов прошлого века. В шестидесятые спокойное течение
жизни в этой стране было нарушено - большинство африканских колоний
получили независимость. А так как что такое независимость никто из
соседей Либерии не знал, то начались войны и разборки. Ветхозаветная
идея пришлась как раз кстати. И вот группа из почти двух тысяч человек в
1968 году отправилась в путь. На самом деле это был подвиг, достойный
пера писателя - две тысячи человек пешком (!) пересекли Африку с запада
на восток, и за три года попали на Синайский полуостров, который тогда
принадлежал Израилю. История умалчивает, как они шли, что пережили, и
как попали на Синай. Потом почти 30 лет они боролись с израильскими
бюрократическими инстанциями за признание их полноценными гражданами.
Кстати, их поход дал толчок развитию движения растаманов - чуть позже
вдохновленные такой великой миссией эфиопские беженцы (тогда как раз
началось строительство социализма в отдельно взятой африканской стране
под руководством друга Советского Союза товарища Менгисту Хайле Мариама)
перенесли эту идею в Европу и далее по миру.
Китайские евреи… это обычные китайцы, исповедующие иудаизм. По китайским
меркам их в самом Китае совсем немного, что-то около трех миллионов. Но
по меркам израильским, это почти половина населения страны. В Израиль их
переехало не более двух тысяч.
Есть и японские евреи - небольшая коммуна японцев, перешедших в иудаизм.
Японских евреев 400 человек, живут они в одном киббуце, в очень
живописном месте у подножия горы Гильбоа. Киббуц их построен в виде
традиционных японских домиков, и выглядит очень красиво и необычно для
Израиля.
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|