А снег не знал и падал...
Пока коммунальные службы отчитываются, что очищают дороги и
автобусные остановки от зачастившего в последнее время снега, он, не
подозревая об этом, скучивается, слеживается, превращается в ледяную
терку, досаждая как пешеходам, так и автомобилистам. Своим мнением по
этому поводу с читателями «НД» поделился Почетный строитель Казахстана,
вице-президент Ассоциации некоммерческих организаций Николай ИСАЕВ.
- Вы утверждаете, что в этом году как никогда плохо городские
улицы очищаются от снега. Быть может, коммунальщики просто не успевают
«сражаться» со снегом?
- Можно, конечно, говорить, что в нынешнем году выпало много снега.
Но я помню годы, когда его выпадало гораздо больше, однако и порядка на
улицах было больше, чем сейчас. А в нынешнем году первый снег так и
остался не убранным, пока не растаял сам. Природа сжалилась над нами. Но
и в последующем с уборкой дела обстояли не лучше. Кое-где ножом скрепера
или снегоуборочной машины снег буртовался к обочине, сужая и без того
узкие дороги. Там он и слеживался. Кроме того, центральная полоса
проезжей части практически на всех улицах осталась неубранной. И
постепенно превратилась в ледяной «массажер» из наростов и мелких
впадин. И это не просто неудобно. Такая ледяная «терка» делает опасным
поворот на перекрестках налево. Я сам был свидетелем, когда на
пересечении пр.Шакарима и ул.Дулатова большегрузный автомобиль понесло
именно на такой полосе. В итоге фура прижала иномарку. 30 января
заскользивший «ЗИЛ» въехал в задний бампер «Ауди» на ул. Абая. Впрочем
полутора-двухметровые полосы такого бугристого льда окантовывают и
правую сторону дорог. В итоге автобусам сложно въехать в «карман»
остановки, а людям – подойти к подъезжающему транспорту или перейти
дорогу.
- Но в часы пик именно «оранжевые жилеты» заполняют дороги.
Работают, значит, люди…
- Вот-вот! Это тоже тема для разговора. Коммунальщики отчего-то
очень любят начинать свой труд на центральных улицах в часы пик, когда и
без того загруженные дороги «закупориваются» автомобильными пробками. А
что касается остального, сейчас, когда уже миновал зенит зимы, завалы
снега по краям дорог, заледеневшие и слежавшиеся в камень, стали
долбить. Непонятно, почему этого не делали сразу. Мало того, что эти
бурты снега сужали проезд, теперь трудозатраты на их удаление возрастут
в несколько раз. Последний снег выпал 3 февраля. И хотя с раннего утра
автомобили заполнили дороги, снег на дорогах начинали очищать ближе к
полудню, когда он опять уже был раскатан и начал обледеневать.
- Зато несколько недель назад руководство ГКП «Семей», в чьи
обязанности-то и входит очистка улиц, подчеркнуло, что особенно
пристальное внимание уделяет автобусным остановкам. Быть может, все
усилия коммунальщиков потрачены на комфорт и безопасность пассажиров?
- Я тоже слышал это парадное выступление в честь дня рождения
данного предприятия. И меня оно поставило в тупик: в нашем ли городе это
ГКП работает? У нас с наступлением зимы автобусы останавливаются вдали
от тротуара. А пассажирам приходится преодолевать те же ледяные наросты,
что и машинам. Мы обошли около полусотни остановок, но ситуация везде
одинакова. В таком состоянии пребывают остановки, расположенные даже не
на далеких окраинах - например, «Центральная площадь», «Центр»,
«Агентство», «Центральный рынок».
Еще меньше внимания уделяется пешеходам. Тротуары вообще чистятся
крайне редко и тоже только поблизости к центру. А там, где за очистку
улиц отвечают предприниматели, чьи офисы расположены на первых этажах
жилых домов, снег просто сгребается в кучи, которые никто не собирается
вывозить, хотя с приходом весны тающий снег превратится в огромные лужи,
затягивая распутицу. Есть, правда, «молодцы», которые нашли остроумный
выход, как это делают, например, на ул. Ленина у ресторана «Аристократ»
уже на протяжении нескольких лет. Здесь просто выкидывают снег на
проезжую часть, где он «благополучно» укатывается автомобилями,
превращаясь все в ту же ребристую наледь.
- Что же делать?
- Конечно, надо очищать снег в срок. Чтобы потом не приходилось
спустя неделю, а то и две долбить слежавшиеся горы ломами, тратя на это
гораздо больше времени и усилий. Стоит подумать и об использовании малой
механизации, а не только тяжелой техники, как это происходит сейчас.
Есть специальные снегоочистители на базе мотоблоков, эффективно
справляющиеся с очисткой тротуаров и мостов. Цена таких приспособлений
колеблется в пределах 25 тысяч тенге, зато экономия на трудозатратах и
маневренности позволит их окупать менее чем за одну зиму. А возможно,
это будет дешевле, чем повсеместно использовать тяжелую технику и ручной
труд.
Алла БЕЛЯКИНА
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|