Люди из воска
Необычная выставка открылась для посетителей библиотеки Абая. Из
далекого Санкт-Петербурга в Семей приехали не кто-нибудь, а
представители книги рекордов Гиннесса и герои известных фильмов,
конечно, не настоящие, а изготовленные из воска. Коллекция восковых
фигур «Рекорды Гиннесса» удивляет, смешит и расширяет границы познания –
ведь прототипами персонажей были реально существующие люди и у каждого
из них своя необычная история!
Зайдя в оформленное черными светопоглощающими шторами помещение и
попадая в мир причудливых фигур, убеждаешься – такого в Семее еще точно
не было! Карлики и великаны, экзотические фигуры вроде индуса,
просидевшего на одном месте столько времени, что птицы успели свить
гнездо у него на ладони, или женщины-жирафа – африканки с буквально
нанизанными на шее кольцами, персонажи известнейших кинофильмов:
«Джентльмены удачи», «Звездные войны» и другие - всех перечислить
невозможно. Организатор выставки Овсянкина Юлия Васильевна рассказала об
истории восковых фигур как искусства и о том, как создавалась эта
коллекция.
- Восковые фигуры изготавливали и в Древнем Египте и Древнем Риме.
История восковых фигур в России начинается с правления Петра I, который
основал музей восковых фигур в Санкт-Петербурге, а после они получили
распространение и в других городах России. Эти музеи носили
познавательный характер и назывались кабинетами. Первую восковую фигуру
Петр I привез из-за границы – это была его собственная голова.
Устраивали так называемые паноптикумы – зрелищные представления, в
которых участвовали даже движущиеся восковые фигуры, создавали известных
людей, политических деятелей, чтобы все могли посмеяться. К таким
фигурам всегда было отношение как к чему-то мистическому: если
преступник бежал, то казнили его восковую фигуру, и считалось, что
преступник все равно понес наказание.
Когда произошла революция, большевики объявили все это пережитком
буржуазии и уничтожили многочисленные коллекции. Рецепт воска был
безвозвратно утерян, и все оказалось забыто на долгие годы. Но в конце
80-х известный скульптор Аникушин и его ученики съездили в Лондон,
посмотрели, что людям интересно, и решили воссоздать это искусство и в
России. Причем обращались за помощью в музей мадам Тюссо, чтобы помогли
с рецептурой воска – ведь в нем должны быть специальные добавки, которые
держатся в строжайшем секрете и помогают воску выдерживать температурный
режим от -40 до +40, и быть более прочным. Сейчас, например, воск
второго поколения – это твердый воск, выдерживающий любопытство
посетителей. Но в Лондоне в помощи отказали, и Аникушин и его ученики
доходили до всего сами и в конце концов разработали такой воск, который
превосходит по качеству английский. На международном конкурсе восковых
фигур именно питерцы заняли первое место, а музей мадам Тюссо оказался
на втором. Лондонский музей выигрывает, конечно, тем, что он
стационарный, большой, известен всему миру, фигуры лучше сохраняются. А
мы идем по пути, которым когда-то прошла и сама мадам Тюссо – она в
течение 33 лет ездила по Англии, прежде чем осесть на одном месте. Мы
сейчас также идем по этому пути, по пути передвижных выставок – ездим не
только по России, но и по сопредельным государствам, и очень активно
выезжаем за рубеж, потому как за границей таких музеев тоже практически
нет – только в Лондоне и Амстердаме.
В Казахстан выставка восковых фигур «Рекорды Гиннесса» приехала
впервые. В Семее она пробудет до конца марта, а потом отправится на юг.
Наталья ПЕРЦЕВА
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|