Человек- созидатель
Все, кому посчастливилось знать Алексея Ивановича ЗЯБЛИЦКОГО, в
один голос называют его Созидателем. А все остальные семейчане заходят,
пользуются, наслаждаются и живут в сотнях зданий, появление которых на
улицах Семея - во многом его заслуга. 12 марта этому необыкновенному
человеку исполнилось бы 72 года - дата, до которой он не дожил всего
полтора месяца. Первый несбывшийся День рождения Алексея Ивановича и
стал поводом для того, чтобы вспомнить, как много им было сделано для
нашего города.
Город-стройка
Можно долго рассказывать о том, каким грамотным, деятельным,
высокопрофессиональным строителем был Алексей Иванович, как проходил его
путь от простого мастера до управляющего трестом «Семипалатинскгражданстрой»
- одной из крупнейших в советское время строительных компаний города,
которую Зяблицкий возглавлял на протяжении девяти лет. А можно просто
перечислить хотя бы часть того, что было построено в 1970-е годы, когда
на плечах этого человека лежала ответственность за застройку
Семипалатинска.
К началу того десятилетия в нашем городе в год вводилось в строй
50-60 тыс. кв.м жилья, к концу 70-х объемы и вовсе возросли до 100-130
тысяч, и сотни семипалатинских семей ежегодно получали квартиры. 20, 35,
40, 68, 72, 342, 343, 401, 407, 408, 410, 517 кварталы и 1 микрорайон -
вот далеко не весь перечень жилых массивов, появившихся к середине 70-х.
Одновременно строились десятки школ, детских садов, кинотеатров,
больниц, в том числе центральная городская поликлиника со стационаром,
областная клиническая больница, три нынешних роддома, Городской дом
культуры. Всего пять лет (с 1970 по 1975 гг.) понадобилось на то, чтобы
окрестности Центральной площади приобрели тот облик, который и по сей
день знаком каждому из нас: Дом Советов (нынешнее здание акимата),
Центральная гостиница («Ертiс»), кинотеатр «Октябрь» (ныне «Дастан»),
Дом политического просвещения (сегодня здесь размещается библиотека им.
Абая), здание обкома профсоюзов (Налоговый комитет), драматический театр
и набережная. Чуть позже началось строительство проспектов Шакарима и
Ауэзова (носивших в советское время имена Комсомола и Мира). Во многом
появление всего этого - заслуга Зяблицкого.
А потому сказать, что в эти годы он жил в напряженном ритме, значит
не сказать ничего. На протяжении многих лет его рабочий день длился от
16 до 18 часов. Нередко бывало так, что в полночь завершалась планерка,
а в четыре утра из Семипалатинска нужно было выезжать на объект в
Жезкент. Да и проблем возникало огромное количество. Мало кто знает,
например, какой ценой дался городу профилакторий «Строитель», идея
построить который принадлежала Алексею Ивановичу. Зяблицкий давно мечтал
о том, чтобы тысячи людей, избравших отнюдь не легкую профессию с
тяжелыми физическими нагрузками, работавшие и в зной, и в холод, обрели
возможность полноценно отдыхать. И вот в конце 70-х строительство
профилактория началось, однако на внеплановый объект, державшийся на
энтузиазме, денег не было. Средства изыскивали всеми мыслимыми и
немыслимыми способами из оборотных средств предприятия. А потому
строительство тянулось достаточно долго, частенько вместо удовлетворения
принося Зяблицкому выговоры, нагоняи и угрозы судебного преследования за
нецелевое использование денег. Но стряхнув с души осадок от очередной
«взбучки», Алексей Иванович продолжал воплощать свою идею, вслед за
основным зданием строя еще и лечебный корпус. И только когда
значительная часть работ была завершена, министерство согласилось
оказать этому проекту свою поддержку.
Не меньше душевных и физических сил у Алексея Ивановича забирало и
строительство обогатительной фабрики Жезкентского ГОКа, где коллектив
оказался пестрый - режимный, работы велись под наблюдением
спецкомендатуры, а рядовые «специалисты» с уголовным прошлым нередко уже
в процессе обретали навыки профессии строителя. Где Зяблицкий на все это
черпал силы? Какой ценой ему давалось перевоплощение облика города?
Друзья и коллеги утверждают, что Алексей Иванович безжалостно
растрачивал себя.
Строитель-хранитель
Вскоре чрезмерные нагрузки стали заметно сказываться. Резко
ухудшившееся состояние здоровья вынудило Алексея Ивановича в 1983 году
оставить строительную сферу. Но даже пенсия по инвалидности не смогла
превратить его в домоседа. Уже через год Зяблицкого назначили заведующим
научно-художественного отдела историко-краеведческого музея. Спустя еще
год Алексей Иванович стал здесь директором. И именно его предыдущий опыт
помог и в музейной сфере достичь завидных высот. Так в 1984 году
строитель города стал хранителем его истории.
К сожалению, мало кто знает, но появление в нашем городе музея
изобразительных искусств - тоже заслуга именно этого человека. Как раз в
это время завершилось строительство многоэтажного жилого дома по ул.
Пушкина, 100, на первом этаже которого сначала предполагалось разместить
овощной магазин. И вот тут-то родилась идея отдать это помещение не
капустно-свекольным витринам, а картинам. Когда Зяблицкий вместе с
коллегами вошел в будущие залы, их ожидало гнетущее зрелище: текущая
канализация, потеки на стенах, отвратительный запах и стаи огромных
комаров. И кто знает, смогли бы искусствоведы или историки превратить
эти залы в анфилады, достойные произведений искусства, если бы не
профессионализм Алексея Ивановича.
- Я едва успевала за ним, когда он, широко шагая, показывал мне
пустые залы будущего музея, - делится воспоминаниями Татьяна Стромская,
директор нынешнего музея им. семьи Невзоровых. - Высокий, статный, он
напомнил мне Петра Первого с картины В.Серова. То, что Алексей Иванович
предлагал создать музей на совершенно пустом месте, было похоже на
авантюру: ни одного экспоната, никакого оборудования, только несколько
пустых залов. Но он был так убедителен и так этого хотел, что я не могла
не согласиться. И ни на минуту не пожалела об этом. Меня поразило, как
этот человек, инженер-строитель, сумел воодушевиться идеей создания в
нашем городе музея искусств и как правильно понимал, что нужно для этого
делать. Не имея специальных знаний в данной области, он с радостью
воспринимал все новое, учился и умел доверять. Но самым ценным для нас
был его опыт строителя. Благодаря его знаниям, помещение, изначально
предназначенное для гастронома, превратилось в экспозиционные площади с
хорошо оборудованным хранилищем произведений искусства и лекционным
залом.
Музей еще некоторое время был подразделением краеведческого музея. И
Зяблицкий добывал средства для приобретения произведений и командировок
научных сотрудников, радовался каждой новой картине. Это уже много
позже, после пополнения коллекции даром семьи Невзоровых, музей
перебрался в соседнее здание. А тогда передача уникальных полотен могла
бы не состояться, не будь для размещения коллекции достойного помещения.
Но и это - лишь одна веха в «музейном периоде» жизни Алексея
Ивановича. В 1987 году в преддверии 90-летнего юбилея М.Ауэзова под его
руководством началась реконструкция мемориального дома писателя в Борли,
и в сентябре к празднеству здесь открылась новая экспозиция. Сразу же
вслед за этим Зяблицкий взвалил на свои плечи создание филиала
краеведческого музея в Аксуате. И вновь понадобился строительный опыт:
ремонтировалось предоставленное под музей здание, привозились такие
строительные материалы, о которых музейщики раньше и не слыхивали,
готовилась техническая база, и спустя три года - в 1990-м - музей
распахнул свои двери перед сельчанами. А уж сколько было сделано для
головного историко-краеведческого музея в самом Семипалатинске!
- Он не был для нас директором, - рассказывает специалист музея Н.Т.
Косубаева, - он был для нас отцом - и оценит, и поругает. Во все вникал,
был настоящим хозяином, любил все делать добротно и получал от этого
удовольствие. Он умел безоговорочно доверять людям. Если же это доверие
не оправдывалось, мог устроить полный разнос, но потом сам очень
расстраивался и переживал.
Инженер человеческих душ
Но и это еще далеко не все. Необычное сочетание мастерства
инженера-строителя и музейщика оказалось неоценимым, когда в
Семипалатинске началась реконструкция Воскресенского собора. До этого
реставрационных работ подобного уровня город не знал. Зяблицкий приложил
немало сил к тому, чтобы обновление историко-архитектурного памятника
прошло на высочайшем профессиональном уровне.
- Мне довелось поближе познакомиться с Алексеем Ивановичем во время
его работы по реставрации нашего храма в 2001 году, - вспоминает
настоятель собора отец Федор. - Здесь он продемонстрировал все свои
знания инженера-строителя. А знания нужны были весомые: монтаж лесов на
очень большую высоту, безопасность рабочих, состав раствора для покрытия
стен храма, подборка колера. Кроме того, тревожил и дефицит времени -
нам предстояло за одно лето выполнить огромный объем очень сложных
работ. Но Алексей Иванович никогда не паниковал, уверенно говорил, что
мы уложимся в срок. Это спокойствие передавалось и мне. Всегда
спокойный, уравновешенный, никогда не повышающий голоса, он являл собой
образец руководителя, хорошо знающего свое дело и не бросавшего своих
слов на ветер.
И все же нельзя бесконечно черпать силы. Пришло время, когда Алексей
Иванович вынужден был оставить и краеведение. А 23 января нынешнего года
его не стало. Но как много осталось после него!
Удивительное дело, для того, чтобы состоялась эта публикация,
множество людей не пожалело времени и с искренней благодарностью
согласилось поделиться воспоминаниями об Алексее Ивановиче - от бывших
коллег и друзей Б.В. Борлетова, А.Г.Прилипченко и А.П.Евдокова до
нынешних руководителей самых разных учреждений и специалистов
историко-краеведческого музея. А может, это и не удивительно вовсе?
Просто талантливый инженер-строитель Зяблицкий оказался столь же
талантливым инженером человеческих душ.
Как там говорили классики - творцы создают нерукотворные памятники
самим себе? А. И. Зяблицкому удалось оставить после себя сотни
памятников рукотворных. Для кого-то - это теплый домашний очаг,
построенный благодаря усилиям Алексея Ивановича. Для кого-то - это
память о советском уровне строительства и возможности получить жилье
бесплатно. Заметим, такое жилье, которое смогло продержаться несколько
десятилетий без капитальных ремонтов, на которые сегодня ни у самих
жильцов, ни у коммунальных служб города нет средств. Для иных - это
вклад в сохранение духовной памяти о великом прошлом Семипалатинского
Прииртышья, и для многих - лицо родного города.
Алла БЕЛЯКИНА
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|