Такыр килем
Такыр килем. Именно так называют безворсовые тканые ковры,
которыми славились мастерицы Восточного Казахстана. Вообще, ткачество в
нашей стране является многовековой традицией, которая одно время была
очень популярна, но после пошла на спад (настоящие мастера и ценители
сохранились лишь в отдаленных аулах), а сейчас вновь возвращается на
законное место почитаемого рукоделия. Возвращается благодаря энтузиазму
людей неравнодушных. Именно такими в Семее с 14 по 17 апреля был
проведен учебный тренинг по казахскому традиционному ткачеству.
В нашем городе вот уже семь лет существует казахский культурный
центр «Айша-Биби», основной целью которого является сохранение
национальных традиций и обрядов. Одной из акций сохранения и стало
обучение основным принципам ткачества ковров. В этом «Айша-Биби» помог
Усть-Каменогорский музей казахского традиционного ткачества. В тренинге
могли принять участие все желающие (всего набралось их 17 человек).
Ткать учила профессиональный тренер, семейчанка Нагым Омаралиева
(уроженка Урджарского района). В семье этой женщины умение валять и
красить шерсть, а после ткать из нее удивительные ковры передавалось из
поколения в поколение. Сейчас Нагым Солтанбеккызы 68 лет, «за плечами» у
нее не один десяток метров разнообразных ковров, а впереди - множество
планов по обучению женщин этому виду рукоделия.
– Вот это – ткацкий узкоконвойный станок («ормек»), - рассказывает
Нагым-апай, показывая на стоящую на полу необычную конструкцию из
дерева, с «заряженными» в нее цветными нитками, - сделан он вручную, и
чтобы ткать на нем, не требуется электричества. Можно просто расстелить
ковер и сесть рядом. Здесь существуют две «деревянные штучки», которые
помогают выхватывать нити: «теру» и «кылыш». На тренинге мы успели
пройти лишь два вида ткачества: «алаша» и «терме-алаша». – Женщина ловко
перебирает руками, подхватывая нить одной из «штучек», - этот узор,
который я плету сейчас, называется «терме-алаша». Для него характерен
ромбовидный орнамент с роговидными узорами по краям. «Терме-алаша» чаще
всего ткутся трехцветные, полосами по 30-40 сантиметров. После эти
полоски либо плотно сшиваются в ковер, либо узкими вешаются на кереге
юрты или стену дома. Вообще, «алаша» считается наиболее простым по
технике. Иногда он может ткаться и широкими полосами (до двух метров). С
изготовлением ковров тесно связано ткачество подвесных сумок («аяк
кап»), переметных сум («коржын»), подвесных сумок больших размеров
(«корме»), чехлов для сундуков («абдре кап»), тюков («тен»). Орнамент
лицевой части этих предметов ткался на тех же станках, что и ковры, но
меньших размеров.
Нагым Солтанбеккызы ведет занятия неторопливо, подробно объясняя
взрослым ученицам то, что их предки с малых лет знали наизусть.
За четыре дня, которые проходило обучение, совместными усилиями из
натуральной шерсти (которая также красилась и валялась вручную) был
соткан четырехметровый ковер в технике «Алаша» (он позже был отправлен в
Усть-Каменогорский музей ткачества) и начат ковер в технике «Терме-алаша».
А все участницы получили сертификаты по успешному прохождению тренинга
«Основы казахского традиционного ткачества на станках»
- Идею проведения подобного тренинга мы вынашивали несколько лет, -
рассказали сотрудники центра «Айша-Биби». – Но была проблема в том, что
у нас не находилось подходящего помещения для подобного мероприятия.
Сами видите, нужно много места, чтобы расставить станки. Помещение
Ассамблеи на Ленина, 4, которое мы занимаем – слишком маленькое, и оно
не подходит для проведения мероприятия. Если бы не руководство колледжа
«Семей», которое любезно предоставило нам свои площади, мы бы тренинг не
провели. Между тем, по всему Казахстану это самобытное ремесло
возрождается, и во многих городах проводились уже подобные тренинги. У
нас же они проведены впервые. Вы только представьте себе! Если бы было
помещение, мы смогли бы регулярно обучать желающих и причем не только
ткачеству. Но и валянию войлока, другим казахским народным ремеслам. Вот
обучились у нас 17 человек. А дальше что? Куда они пойдут? Ведь нужно не
терять навык, а постоянно развивать его. Было бы у нас помещение,
подобных вопросов не возникало бы. В связи с этим мы хотим обратиться к
городскому акимату с просьбой о предоставлении подходящего помещения.
Быть может, прочитав о нас в газете, власти решат помочь? Ведь
возрождение и сохранение подобных ремесел - это не только признак
самобытности Казахстана, но и дань уважения предкам.
Яна ГЕРАСИМЕНКО
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|