Главная страница 

Контакты

 
Добавить в избранное Архив Редакция Наши друзья

НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА   НОВОСТИ НОМЕРА.

№ 690 (16) 23 апреля 2009 г, четверг


Управляя мечтой

В Семее строится мощный ракетный крейсер «Москва», предназначенный для нанесения ударов по надводным кораблям. Управлять им будут воспитанники кружка технического творчества при городском Дворце молодежи. О том, когда состоится спуск на воду крейсера, и о проблемах авиамодельного спорта рассказал руководитель кружка Сергей БАБЕНКО.

Отношение общества к авиамоделизму всегда было неоднозначным. Кто-то полагал, что авиамодели, выполненные руками ребят – это игрушки, и все это относил к несерьезным увлечениям. Для других авиамоделизм - своеобразное воплощение мечты, для третьих - интересный прикладной вид соревнований, где результат кропотливой работы не только находится на полке, собирая пыль и, быть может, дополняя более-менее удачно интерьер, а привносит в жизнь и какие-то ни с чем не сравнимые ощущения, возникающие при подъеме модели в небо.

- Кружок технического творчества при Дворце молодежи существует 5 лет, - рассказывает Сергей Николаевич. - А сам я увлекся авиамоделизмом еще в 1979 году. В Новопокровском центре детского творчества был такой кружок. В советское время мы гремели по всему Казахстану своими победами! С тех пор мое главное увлечение - авиамодельный спорт, хотя вместе с ребятами мы строим не только воздушные аппараты, но и ракеты, автомобили и корабли. В нашем кружке дети учатся сверлить, паять, красить и многим другим полезным в жизни вещам. Ну а вот моя гордость – радиоуправляемая и летающая до сих пор модель с дизельным мотором, которую я собрал, учась еще в 8 классе! Более тысячи таких аппаратов сделал я своими руками из осины, фанеры, бумаги и клея.

Поскольку у нас рядом Иртыш - грех не сооружать судомодели - корабли, катера, глиссеры. Сейчас в стадии строительства модель знаменитого крейсера «Москва», думаю, в этом году можно будет увидеть его в действии. Предполагается сделать судно радиоуправляемым, со стреляющими пушками (специальные звуковые эффекты). Для его изготовления используется фанера, пластик, осина и сосна. Аккумуляторы и электродвигатель будут китайского производства. Ребята разбирают китайские машинки, вытаскивают из них моторчики, аккумуляторы и ставят на те модели, которые делают. Крейсер «Москва» - это точная копия настоящего военного корабля. Все изготавливается, как у оригинала, с точностью до миллиметра, детали с чертежа переносятся на модель. Длина крейсера составит 1 м 40 см, его вес будет не менее 30 кг. Запуск этого корабля для нас - большое событие. Крейсер «Москва» был построен в 1965 году, его несколько раз модернизировали и он до сих пор служит на Черноморском флоте. Возведением модели занимается 10-классник Дмитрий Редько. Несмотря на то, что мы задумали изготовить столь впечатляющий корабль, приоритетом в кружке мы считаем авиамоделизм.

В СССР авиамоделизм являлся первым шагом на пути в настоящую авиацию для всех: от летчиков до конструкторов (к примеру, так было и у Александра Яковлева, создателя знаменитых истребителей «Як») - и относился он к разряду массовых увлечений. Занимались им в основном в кружках при дворцах пионеров и в клубах ДОСААФ. Авиамоделизм подразделялся на два вида - стендовый, с нелетающими моделями, и, как его гордо называли, большой - с летающими. Большой тоже имел деление с соответствующими возрастными категориями. Наиболее распространены были планеры и самолетики с моторным приводом в виде резинового жгута - с них начинали самые юные авиамоделисты. Дети среднего и старшего школьного возраста занимались кордовыми летающими моделями «на веревочке». Это произвольные летательные мини-аппараты или модели-копии с мотором, и от настоящих самолетов они отличались только размерами. По всем видам авиамодельного спорта проводились районные, городские, республиканские и общесоюзные чемпионаты – финансировавшиеся из госбюджета. После распада СССР этому благополучию пришел конец - авиамодельный спорт оказался в упадке.

- До сих пор в Семее мы оставались единственным кружком по авиамоделированию, - рассказывает Сергей Николаевич. - Хотелось бы, чтобы и во дворовых клубах он развивался. Недавно в городе открылся авиамодельный клуб «Беркут», если у занимающихся там ребят все получится, то у нас, наконец-то, появятся соперники! Когда ребята не заряжаются соревновательным духом, у них рано или поздно пропадает желание чем-либо заниматься. Последний раз соревнования по авиамодельному спорту проводились в 2004 году. Позже областная станция юных техников Усть-Каменогорска была реорганизована в городскую. Теперь у станции нет возможности проводить областные соревнования, деньги на это не выделяются, и мы не можем выехать за пределы Семея и посоревноваться с кем-либо. Одно время популярностью пользовались городские выставки авиамодельного спорта, но и они закрылись. И уже не каждый может позволить себе столь дорогое занятие, как авиамоделизм. Материалы, используемые при изготовлении самолетов, кораблей и ракет, стоят недешево. Пока ребенок еще учится, он использует материалы, имеющиеся в кружке, но если он растет творчески и желает создавать более серьезные модели - все затраты перекладываются на плечи его родителей. Развивается и ракетомодельный спорт - ребята мастерят действующие ракеты со встроенными двигателями и парашютами из специальной бумаги. Такие ракеты могут взлететь до 500 метров в высоту! Например, ко Дню космонавтики наши ребята изготовили ракету «Восток» с фотографией первого космонавта Юрия Гагарина! У нас много планов: в частности, хотелось бы сделать копию настоящего самолета, но, как всегда, все упирается в финансы. Необходимая аппаратура для хорошей модели стоит не менее тысячи долларов. У нас таких денег нет, так что пока остается только мечтать. Чтобы авиамоделизм совсем не заглох, необходима материальная поддержка этого вида спорта. Популярность же авиамоделизма в мире огромна, а технически подкованные кадры актуальны в любом обществе. И хотя в Казахстане авиамодельный спорт потихоньку возрождается, я хочу отметить, что это до сих пор дело одиночек-энтузиастов.

Наблюдая за тем, как Сергей Николаевич занимается со своими подопечными, я пришла к выводу, что таких энтузиастов в Семее единицы. Между тем, занятия в кружке технического творчества воспитывают в детях усидчивость, дисциплину, трудолюбие, силу воли и умение работать в команде. Об этом надо бы задуматься тем родителям, чьи чада сутки напролет просиживают бесцельно за компьютерами…
Олеся БАБЧЕНКО

Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
 

НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА  НОВОСТИ НОМЕРА   НОВОСТИ НОМЕРА

Хостинг от uCoz