Женские уловки
«С любовью шутить не стоит. Можно озорничать, баловаться, но при этом
просто необходимо быть внимательным к тому, в ком вызываешь это чувство.
Иначе последствия могут быть очень плохи», - отметил режиссер спектакля
«Трактирщица» Олег Плаксин в беседе с журналистами. Добавив же, что «эта
пьеса – серьезный разговор между мужчиной и женщиной, и несмотря на всю
комичность, «карнавальность» обстановки, навевающей мысль о буффонаде,
предназначена для взрослого зрителя», вовсе заставил ждать премьерного
показа с нетерпением.
И вот, премьера состоялась. Причем, актерский состав первого дня
показа отличался от второго, так что спектакль имел два разных оттенка
игры, по-своему расставляющих акценты. Причем, менялись актеры не только
вторых ролей, но и главную героиню – хозяйку трактира Мирандолину -
исполняли две разных актрисы: Инна Семененко (в субботу) и Елена
Калинина (в воскресенье). От них-то основной окрас пьесы и зависел…
Все действие разворачивается в венецианской гостинице 18 века, управляет
которой очаровательная женщина – Мирандолина (заведение досталось ей по
наследству от отца, скончавшегося 6 месяцев назад). У девушки больше нет
родственников, нет мужа, так что все обязанности полностью легли на ее
плечи, заставив проявлять «далеко не женские» черты характера, вроде
прямоты и целеустремленности. Но, в то же время, Мирандолина не лишена
невероятной женственности, некоторого лукавства и кокетства, что все
вместе дало тот «нектар», на который слетаются мужчины-постояльцы. В
пьесе их представлено трое: разорившийся, но не лишенный кичливости
маркиз Форлипополи (Вячеслав Макеев - в субботу, Сергей Назиров - в
воскресенье), купивший свой титул за деньги транжира-граф Альбафьорита
(суббота - Федор Любецкий, воскресенье - Игорь Шевцов) и женоненавистник
фанфарон-кавалер Рипафратта (представленный Андреем Глушковым). Есть и
слуга при гостинице Фабрицио (Юра Арымов), также влюбленный в
Мирандолину, но имеющий фору перед остальными: отец девушки, умирая,
завещал ей Фабрицио в мужья. (Что не препятствует Фабрицио дико
изводиться от ревности да гадать, исполнит ли Мирандолина желание отца
или нет). К слову сказать, всей этой четверкой Мирандолина вертит, как
хочет, ловко лавируя между ними и их нехитрыми желаниями. Она с талантом
истинной актрисы подыгрывает всем, стремясь (лишь на словах) дать
каждому то, что он хочет. Трактирщица пускает в ход весь свой
темперамент, напор и хитрость, чтобы выйти победительницей в этих «играх
с недалекими мужчинами». И ни к одному из них не относится серьезно:
«Все мое удовольствие в том, чтобы мне угождали, чтобы за мной
ухаживали, чтобы меня обожали. Это моя слабость; да это и слабость всех
женщин. Выходить замуж я не думаю, мне никто не нужен; живу я честно и
наслаждаюсь своей свободой. Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена».
Интрига же начинается с того момента, как Мирандолина сталкивается с
женоненавистником кавалером Рипафратта («Бабы! Никогда не любил их,
никогда ни во что не ставил и всегда думал, что бабы для мужчин - просто
напасть») и решает доказать ему, что в женщинах он заблуждается. «Он
первый постоялец, кому мое общество не доставляет никакого удовольствия.
Я не говорю, что все с места в карьер должны в меня влюбляться. Но так
обидно пренебрегать мною? Вся желчь кипит во мне, как вспомню! Он враг
женщин? Не может их видеть? Несчастный дурень! Просто не попался еще в
настоящие руки. Пущу в ход все свое искусство, чтобы победить,
раздавить, сокрушить гордецов с каменными сердцами, которые нас
ненавидят - нас, то лучшее, что произвела на свет прекрасная
мать-природа!»
И начинается… Мирандолина ловко вскрывает скорлупу «обороны»
кавалера, завоевывая его, как говорится, с потрохами, воспользовавшись
тем, что внимание маркиза и графа отвлечено новыми постоялицами –
актрисами, выдающими себя за важных персон (Галина Белова, Валентина
Инешина – суббота, Виктория Щеголева, Елена Дручинина - воскресенье).
Устои кавалера Рипафратта шатаются, как пизанская башня в землетрясение,
Фабрицио изводится от ревности, все свое чувство направляя в кривлянье и
паясничанье, маркиз с графом отвлекаются от соревнования «что важнее –
деньги или благородная кровь» и беспочвенно начинают ощущать себя
рогатыми оленями, «важные дамы» визжат и хихикают, маски меняются,
музыка гремит - карнавал продолжается, зрители хохочут.
К слову сказать, наблюдая за Мирандолиной, исполненной Инной
Семененко (чары которой распространились и на первые ряды мужчин в
зале), начинаешь думать, что сама она попалась в расставленные любовные
сети, да правила игры, установленные ею же, не дают ей сдаться, чтобы
жить с кавалером долго и счастливо. Видимо, во всем виновата страсть
самих Инны и Андрея, являющихся «в миру» мужем и женой. Чувства искрят:
томление стекает в зал со сцены, когда эти двое оказываются рядом.
Мирандолина Елены Калининой – другая. Более холодная с Рипафраттой,
менее податлива страстям. И ее раскаянье похоже на огорчение от
неудавшейся шутки, а не на сожаление по чему-то, что тронуло сердце, но
уже ускользнуло, и вернуть его невозможно. Веришь, что она просто хотела
утереть нос кавалеру, который (мужлан и балбес) шутку не оценил. Кстати,
хочется отдать дань уважения профессионализму Елены – девушка играла с
поврежденной ногой, а зрители этого и не заметили.
Кавалер Рипафратта Андрея Глушкова являл собой «крышесносный микс»
из героя дамских романов (который привлекателен несмотря на всю свою
неприступность), смешного в своих ужимках влюбленного идиота и…героя
советского мультика, барона Мюнхгаузена, на которого был очень похож и
внешне.
Стоит уделить внимание и Юре Шарымову, который в роли Фабрицио также
очень постарался, чтобы зрители надорвали животы от смеха. К слову, у
автора пьесы Карло Гольдони роль Фабрицио совсем незначительна, и
большую часть действия занимает слуга кавалера Рипафратты, но режиссер
решил совместить эти две роли в одну. И Юре также хочется сказать
«Браво!», но не за лягушачьи кривлянья и намеренно мерзкий голос в
некоторых моментах, а за почти каскадерские трюки… Юношу постоянно
макали в воду, били по голове железным подносом, чуть не пришибли
бутафорским утюгом, а уж сколько раз он прыгал, падал и подскакивал -
вообще не перечесть. (Кстати, это не первая работа Юры, в которой он
прячет чувство самосохранения в карман: до этого был «Эквус», где он
прыгал со «стропил» высотой в пару метров.)
Также хочется отметить маркиза Форлипополи, представшего совершенно
разным у Вячеслава Макеева и Сергея Назирова. Более утонченный и
жеманный маркиз (у Вячеслава Макеева) давал ход фантазии относительно
его ориентации (кстати, момент, когда маркиз от бешенства буквально
«взорвался» был сыгран бесподобно). А Форлипополи Сергея Назирова (с
глазами и кудрями а-ля Джек Воробей) заставлял вспоминать его роль из
спектакля «Свои люди, сочтемся».
Что до режиссерских находок, то тут очень важную роль сыграли маски:
например, у Фабрицио их цвет всегда соответствовал настроению, другие же
герои надевали их, подчеркивая какие-то моменты эмоций, когда пытались
что-то скрыть. Не обошлось и без «коллективной помощи», как это всегда
бывает в театре им. Достоевского. То ли мистика, то ли просто
постояльцы, то ли сами женские сущности, отраженные в кривом зеркале
восприятия кавалера Рипафратты, по сцене скользили дамы в пышных
платьях, скрывшие лица за масками. Что до венецианского, то на сцене был
водружен бассейн, присутствовали и гондолы, и дома, к порогу которых
подходит вода. Конечно же, не обошлось и без «парня с веслом» -
безымянного гондольера, также добавившего спектаклю колорит.
Что до последствий от спектакля, то остается только надеяться, что
те, кто разделяет мнение кавалера Рипафратты: «недостаточно презирать
женщин - нужно бежать от них, и только этим путем можно от них
спастись», не станут параноиками, начав видеть в каждой встретившейся им
женщине интерес «а-ля Мирандолина».
Яна ГЕРАСИМЕНКО
Все материалы, опубликованные на этом сайте являются собственностью
редакции. Перепечатка или любое воспроизведение материалов (в т.ч. в
электронном виде) возможна только с письменного разрешения редакции.
|